ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА. - Термин Г. заимствован из живописи. Так называлась древняя стенная роспись, которая была найдена в "гротах" (grotte) - подвалах Тита. ... Историки, описывающие этот род живописи (Вазари), подчеркивают его фантастически-комический характер - порождение самой безудержной фантазии.
ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ. - Флёгель, первый исследователь Г. ..., не дает определения самого понятия. "В изобразительных искусствах гротескно-комическое является в карикатуре... - в индивидуализации, доведенной до границ невозможного ..., а также в юмористическом контрасте, где могут сочетаться сами по себе некомические вещи"...
В эстетиках намечаются две основные точки зрения. Одна, считающая основной сущностью Г. карикатурный элемент (Краузе, Эбергарт и Гартман), и другая (Фишер и Костлин) - выдвигающая на первый план фантастический элемент. Синтезом обеих точек зрения является исследование Шнееганса ..., в к-ром Г. определяется как "фантастическое преувеличение". "Карикатура состоит в преувеличении ничтожного с целью его высмеивания... гротеском она будет лишь тогда, когда она преувеличит до невозможности (термин Флёгеля), т. е. когда у нас явится чувство, что данное изображение не может встретиться".
Фолькельт ... говорит, что "в Г. выражается нечто смелое, предприимчивое, дающее впечатление возвышенного, великого, проявляющееся в колоссальном и неслыханном стремлении, которое впадает в такое же великое ничтожество... поэтому для Г. в искусстве должны быть взяты фантастические линии. На Г. можно смотреть как на карикатуру в обширном смысле слова, но характерное преувеличено здесь до искаженности". ...Отличие Г. от комического - не качественное, а лишь количественное. Это - лишь высшая степень, "самая характерная форма" комического. ...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ. - Исходя из истории понятия, можно было бы так определить Г.: Г. - это высшая степень комического, проявляющаяся: 1. в виде чрезмерного преувеличения, карикатурного искажения, к-рые могут достигать границ фантастического; 2. в виде композиционного контраста, внезапного смещения серьезного, трагического в плоскость смешного. Такое построение представляет собой цельный, замкнутый внутренне комплекс и является Г. чистого рода - Г. комическим; 3. но может произойти обратное движение, если комическое завершится резким трагическим срывом - это будет композицией гротескного юмора. Наконец трагическое и комическое могут быть лишь внешне смежны, не составляя единого комплекса. Такое сочетание надо отличать от Г., называя его "гротескно-трагическим", обычно оно служит целям некомическим. Этим формам подачи лит-ого материала соответствует особый гротескный стиль. Характерные признаки его таковы: 1. преднамеренное разрушение сюжета путем вставок, отступлений, перерывов, прихотливых перестановок частей повествования; 2. культивирование асимметрии, беспорядочности и беспланности композиции; 3. ряд словесных эффектов, рассчитанных на контрастное воздействие: звуковые нагромождения, стремление к звукоподражательности, игра словами, синонимами, неожиданные словопроизводства, употребление метафорических выражений в прямом значении, гиперболические сравнения, нарушение серьезного тона рассуждения алогизмом вывода, несоответствие тона повествования содержанию.