Александр Винокуров
читать дальшеПриветствую всех, для кого важнейшим из всех искусств является музыка. Музыка, непонятная для основной массы слушателей. Музыка, заставляющая думать, а не потреблять под нее бифштекс или салат «Оливье».В студии Александр Винокуров. Человек, о котором сегодня пойдет речь, отлично владеет несколькими профессиями: музыкант-мультиинструменталист, талантливый мим в театрах Лондона и на Бродвее (наибольший успех имел в главных ролях в бродвейской постановке «Человека-слона» и телевизионном спектакле «Ваал» по Бертольду Брехту), шоу-актер, певец, одинокий ковбой на рок-сцене, композитор и поэт Дэвид Боуи.

Он — один из наиболее выдающихся деятелей англо-американской рок-культуры. По данным опроса, проведенного еженедельником «New Musical Express» в 1987 году, Боуи входит в пятерку лучших рок-исполнителей всех времен, уступая лишь таким гигантам как The Beatles, Джимми Хендрикс, Элвис Пресли.
Разноцветные глаза, две с половиной жены, бисексуальность, эпатаж… Фрагменты, эпизоды, детали, калейдоскоп причудливых картинок, дробящихся и складывающихся снова в портрет, на котором — многоликий, но всегда узнаваемый он. Музыкант, актер, художник, меняющий стили, как перчатки. Сделавший жизнь сценой, а не наоборот. Дэви Боуи.
Даже годовая серия еженедельных программ не вместила бы в себя весь гробовой ужас метафизических копаний, если бы я вдруг попробовал совершить величайшую в истории ошибку и объяснить, кто же такой Дэвид Боуи. Это невозможно. Я даже не совсем уверен, что он человек. Один испепеляюще-разноцветный потусторонний взгляд чего стоит!
Ну да, слышал историю о том, как молодой горячий тинейджер Дэвид Роберт Джонс подрался с другом из-за некоей юной леди, в результате чего врачи еле-еле восстановили Дэви зрение, и левый зрачок остался парализованным. Но очевидцем не был, посему за точность версии не ручаюсь: возможно, Боуи сам таким себя придумал. Ниже выплеснутся всего лишь напомаженные факты, а если на основе их сопоставления вы прозреете и породите уникальное толкование феномена Дэвида Боуи — принимайте поздравления и запатентовывайте новообретенное.
Возможно, дело в том, что, с завидной периодичностью меняя лица, маски и образы, он неизменно влиял на подрастающее в этот момент поколение. Сейчас совершенно разные по стилю группы могут запросто ссылаться на изначальное воздействие одного из ликов великого Боуи. Он реагировал на все новое, делая иногда прямо противоположные вещи: когда все ударились в диско, он сочинял авангардно-электронную музыку а-ля Kraftwerk; когда MTV в 1993 году пригласило его сыграть unplugged, он гордо заявил, что старыми песнями бередить душу не будет и играть собирается исключительно новизну. MTV плюнуло, да и отменило шоу вообще, лишив нас радости познания акустического Боуи. В 17 лет он упрямо желал сочинять исключительно мюзиклы. Многие считают, что он в первую очередь — актер, а потом уже — музыкант, отсюда и обилие образов. По его раннему творчеству можно изучать глубинную историю глэм-рока; под его альбом 1995 года могут отрываться солнечные кислотные детишки хаус-джангловых дискотек, а некоторые люди, смотревшие фильмы с его участием, даже не знают, что это обаятельное существо еще и музыку сочиняет.
Присоединяйтесь, господа, присоединяйтесь. Я рад приветствовать вас. Меня зовут Александр. Фамилия моя Винокуров. Вы правильно настроили свой приемник. Это программа «Коллекция редкостей». Сегодня слушаем Дэвида Роберта Джонса и один из его альбомов берлинского периода, записанный с Брайном Ино — «Лоджер».
Итак, вышеупомянутый некто Дэвид Роберт Джонс родился 8 января 1947 года в Брикстоне (это в Англии, разумеется). В 13 лет (тогда он учился в «Bromley Technical High School», где и произошел трагический инцидент с глазом), воодушевленный джазом и произведениями Джека Керуака Дэвид берет уроки игры на саксофоне. В 16 лет он работает рекламным агентом и уже успешно выступает с различными мод-группами. В те далекие годы сильнейшее влияние на Дэвида оказывала субкультура модов.
Моды были специфически английским явлением: они одевались изысканно и прилично, а мотоциклам своих врагов — байкеров — предпочитали мотороллеры. Век их был короток: движение хиппи, охватившее весь мир, заставило забыть о модах.
Моды, правда, возродились во времена панка и «новой волны» (самая яркая группа — The Jam), а третье пробуждение этой британской субкультуры связывают с разгоревшейся звездой группы Blur. Впрочем, скорее всего, это просто журналистское вранье.
Со всеми разнесчастными модами Дэви выпускает идеально проваливающиеся синглы. Мало того, еще и некий Дэви Джонс, которых, похоже, развелось, как собак: стал всемирной звездой со своей группой Monkees. Обиженный и обделенный лаврами юноша, тогда уже выступающий соло, вынужденно стал Дэвидом Боуи, чтобы потом не устраивать путаницу в рок-энциклопедиях — он был уверен, что станет еще известнее.
Первый успех пришел в 1969 году с песней Space Oddity (название, как понимаете, спровоцировано визуальным шоком автора при ознакомлении со «Space Odyssey 2001» Стэнли Кубрика). Мировая же слава пришла с пластинкой 1972 года The Rise And Fall of Ziggy Stardust And The Spiders From Mars. Тут же были переизданы три его предыдущих альбома, и в чартах одновременно фигурировали четыре диска Боуи.
Великий рок-хамелеон — так его величают музкритики. Боуи хамелеонил не только с музыкой, но и со своей сексуальностью. Сначала был пай-мальчиком с длинными волосами, завитыми на бигудях. Потом вдруг побрил брови, покрасил шевелюру в красный цвет, надел какие-то весьма подозрительные гамаши и стал Зигги «Звездная Пыль». Потом Боуи предстал в образе субтильного Аладдина Сейна с милой розовой полосочкой на лице и игривой капелькой воды у плеча. Потом Дэвид спел песню «Boys Keep Swinging» (эту игривую игру слов можно перевести двояко: с одной стороны swinging — этакое танцевальное «коленце», swinging также — «быстрая смена партнеров»), представ в клипе в трех разных образах: дамы статной, старой климаксической мегеры и просто неудовлетворенной дамочки. Потом Дэвид вдруг заявил, что ничего бисексуального в его жизни не было и быть не могло. Журнал «The Rolling Stone» напечатал даже его фото с «оправдательной» подписью: «Боуи — натурал». Потом его снова увидели озорно танцующим со старым другом Миком в клипе к песне «Dancing On The Streets». Боуи все время кидало в пучину экспериментов. Как с мужчинами. Так и женщинами. Так и с музыкой…
Слава, знаете ли, страшная штука. Тебя знают все, ты знаешь всех; знаешь, где можно повеселиться, как, с кем, с чем можно повеселиться. Бурная жизнь в Британии, потом в «Городе Ангелов». А потом Боуи пришло в раскаленную голову, что концентрация крови в его кокаине угрожающе ничтожна (последствия славы), и он отправляется лечиться от зависимости в наркостолицу Европы — Берлин. За компанию захватил старину Игги. К тому же выступать было уже небезопасно: в силу сверхчеловеческой одержимости и увлечения идеями Ницше Дэвид пару раз порывался радовать зрителей нацистским приветствием.
Забавно, как холодная западногерманская столица притягивает к себе великих наркоманов — Боуи, Игги Поп, позже — Ник Кейв… Впрочем, «у Берлина есть странная особенность — он заставляет делать только самое необходимое». Писать жалостливые песни на стыке электроники, джаза и авангарда, слезать с кокаина, продюсировать Игги.
Два с половиной года, с 1977 по 1979, Боуи жил в Западном Берлине, этой резервации интеллектуалов и богемы, городе, где знаменитости жить хорошо, «потому что она тут никого не интересует». Здесь у него прошло нечто вроде реабилитационного периода. Начало жизни в Берлине шло под девизом: не лучше ли быть самим собой, и пусть все летит к чертовой матери.
Берлин — это город, загримированный барами для печальных, лишенных иллюзии людей. Чтобы они могли в нужный момент выпить. Здесь много изолированных общин людей. Это очень печально. Очень, очень печально. Встретившись с такой жизнью, затрудняешься петь «Давайте все думать о мире и любви».
О своем берлинском периоде Боуи в интервью «New Musical Express» заметил: «Я учусь быть счастливым. Засыпать ночью, а не в 5 утра, вставать утром, а не в обед. Я отрастил нормальные волосы и иногда даже хожу по улицам».
До объединения Германии оставалось 13 лет, и Западный Берлин, окруженный со всех сторон коммунистическими землями, был уникальным по атмосфере местом. По словам Боуи, он стал для него городом тотальной клаустрофобии, а Берлинская стена — символом отчуждения.
Дэвид снял маленькую двухкомнатную квартирку на Хауптштрассе, 155, в Шенеберге — в районе, где жили турецкие гастарбайтеры, и где никто его не узнавал.
Это были очень важные годы. Жизнь в Берлине стала свобождением — во многих смыслах. Тогда он снова начал предпринимать что-то и в дневное время суток. До этого годами днем из дому не выходил, всё ночью. Бывало, захаживали в «Exile» — ресторан в Кройцберге. Ходил в рестораны и бары — просто поесть — а не в ночные клубы, как раньше.
В Берлине конца 1970-х жили люди, у которых было достаточно своих собственных заморочек. Им не нужен был какой-то Дэвид Боуи со своими проблемами. Там была такая особая атмосфера, которую, кстати, Боуи позднее открыл для себя и в Нью-Йорке. Очень схожий менталитет населения: им просто наплевать, что ты делаешь. Они заботятся о своих собственных делах и не видят ничего особенного в том, чтобы встретиться на улице с известным человеком. Поэтому Боуи уже много лет живет в Нью-Йорке.
Однажды Боуи спросил Леннона: «Как тебе моя музыка?». А тот ответил: «Это круто, но это всего лишь рок-н-ролл, перепачканный губной помадой».
В Берлине Боуи записывает альбомы вместе с Брайаном Ино, Робертом Фриппом, Тони Висконти и Карлосом Аломаром, концептуальные и электронные «Low» и «Heroes». Там же, в Берлине, Дэвид открывает в себе некогда почившего художника и начинает усиленно творить трогательные акварели, периодически отвлекаясь для продюсирования альбомов Игги Попа («Idiot», «Lust For Life»).
В 1979 году «Lodger» был третьим альбомом «берлинского» периода (хоть записывался он во Франции), более поп-ориентированный, а к насыщенному синтезаторному звуку Боуи и Ино добавили этнические мотивы, но с первыми в жизни Боуи клипами (для песен «DJ» и «The Boys Keep Swinging»).
Все три пластинки («Low», «Heroes» и «Lodger»), кстати, послужили в некотором роде прародителями таких стилей, как техно (имеется в виду не техно-поп, а вдумчивое такое техно, мысль стимулирующее) и индастриал. Сам Боуи в будущем неоднократно признавал, что именно он, любимый, породил Трента Резнора, подкрепив свою теорию турне с Nine Inch Nails в 1995 году.
В интервью немецкой газете от 15 сентября 2002 года Боуи признался, что когда сегодня оглядывается назад, то у него складывается такое впечатление — как это ни забавно, — что «Lodger» больше отражает его берлинскую жизнь, чем предыдущие две пластинки. В том, что она перерабатывает пережитые настроения. Вплоть до анекдотов из повседневной жизни. Например, песня «Yassasin» отражает впечатления от его турецких соседей. Основная часть работ Боуи больше опирается на какие-то внутренние ценности. В работе над этим альбомом он старался вслушиваться в себя и затем выливать это в какую-то форму. Совершенно ясно, что Боуи не написал бы такую музыку, не будь тогда совершенно околдован Берлином, его особой структурой и напряжением. И, конечно же, Стеной и ее воздействием на город. Смесь общительности с полным осознанием того, что ты полностью изолирован и уникален.
Многие молодые артисты, которым нравятся работы Боуи того времени специально ненадолго выбираются пожить в Берлин, чтобы почувствовать то, что чувствовал их кумир. Но нельзя повторить прошлое. Вот, например, Боно из U2 тоже хотел испытать то же, что и Боуи. Но очень разочаровался. Берлин ему совершенно не понравился.
О плодотворном сотрудничестве с Ино Боуи говорит: «На самом деле я человек XIX века — прирожденный романтик. В отличие от Брайана, который целиком принадлежит концу XX века». Их творческие методы прямо противоположны. Брайан черпает из низких жанров и поднимает их в сферу высокого искусства. Боуи же поступает принципиально наоборот: берет что-то из высокого искусства и снижает это до уличного уровня».
В 1970 годы Боуи два раза посещал нашу страну, СССР. Первый раз в 1973 году. Он тогда возвращался из закончившегося в Японии мирового турне. Поскольку тогда Дэвид боялся летать самолетами, ему пришлось плыть до Владивостока и затем добираться через весь Советский Союз Транссибирским экспрессом. На одной из безлюдных станций у него конфисковали кинокамеру, которой он наивно снимал сибирскую экзотику. Он же не знал, что главные представители инфернальных сил в коллективном бессознательном советского народа — шпионы. Тем не менее, Россия произвела на Боуи сильное впечатление: «Это страна, о которой невозможно рассказать словами». В Москве он провел два майских праздничных дня. Интересно представить себе, как в дремучем 1973 году Дэвид Боуи — мировая звезда — к тому же смахивающий на пришельца, прогуливался около ГУМа, и абсолютно никто не подозревал, кто это.
Второй раз он приехал в Москву в 1977 году со своим другом, культовым певцом Игги Попом, уже с туристическими целями. Сохранилось забавное фото двух друзей на фоне Собора Василия Блаженного. Надо заметить, что на таможне ему опять не повезло. У него конфисковали нацистские книги, которые он изучал в дороге, готовясь к съемкам фильма о Геббельсе.
С одной стороны, Боуи — художник поп-артовского склада, в том смысле, что чувствует себя в мире массовой культуры, как рыба в воде, безошибочно следует его законам и гениально нарушает их. С другой, он — совершенно возрожденческий человек. Интересы его настолько широки, что живопись привлекала его больше музыки. Бывает, что рок-звезды балуются кистью для собственного удовольствия, но Боуи и в самом деле оказался настоящим художником. Его выставки имели большой успех.
Дэвид Боуи производит впечатление потомственного аристократа, хотя родился он в обыкновенной английской семье. Отец его был владельцем паба. Собственно, это и есть настоящий — духовный — аристократизм, когда человек сам поднимает себя на недосягаемую высоту. Да, Дэвид Боуи — еще та глыба, еще тот матерый человечище!
Его называли Протеем, хамелеоном — он каждый раз не казался, а был другим; в каждой последующей инкарнации он терял все от того, чем был раньше. Менялся облик, и с ним вместе менялись музыка, пластика, манера игры, голос, стиль одежды и поведения. Критики разводили руками, поклонники неистовствовали. Но Боуи не играл в поддавки с публикой, его пластинки никогда не делались наспех. Холод шел от его героев — космический или подземный. Ледяная красота его многих лиц была то влекущей, то отталкивающей.
В своих интервью он громоздил одну легенду о себе на другую, одну небылицу на сотню предыдущих, сравнявшись, кажется, в количестве выдумок с величайшим мистификатором XX века Сальвадором Дали.
Огромное количество исполнителей до сих пор используют его опыт артиста, музыканта, композитора. В 1983 году он был признан «человеком года» и вслед за этим исчез с рок-горизонта: снимался в кино. А появился вновь в 1987 году, перешагнув сорокалетний рубеж и опять сменив имидж и стиль музыки. Как заявил один из директоров RCA, Майкл Джексон может продать намного больше пластинок, Мадонна способна привлечь на свои концерты огромные толпы народа, но имя Дэвида Боуи — это знак фирмы, это печать достоинства, таланта и профессионализма. А перечисленные качества ценятся в шоу-бизнесе не меньше, чем чистоган.
Итак, у Дэвида Боуи сегодня есть всё. У него есть место в истории, которое останется за ним, даже если завтра он уйдет в монастырь — или запишет дуэт с Бритни Спирс. У него есть имитаторы и последователи, и это уже ваше дело, как именно называть Suede или Placebo. У него есть симфонии Филиппа Гласса, написанные на основе его, Боуи, альбомов. Так что если Rolling Stones обречены до конца жизни играть «Satisfaction», то Боуи до конца жизни обречен меняться и двигаться вперед. Потому что это в его крови, потому что это в его разноцветных дьявольских глазах.
Потому что это Дэвид Боуи.
@темы: фото, Outside, музыка, David Bowie, актеры