На рубеже веков лаконичную характеристику «порядочного человека» дал в своих «Письмах» (опубл. посмертно в 1697 г.) Роже де Рабютен, граф де Бюсси: «L’honneste homme est un homme poli et qui sait vivre» — «Порядочный человек — это человек вежливый и умеющий жить»....Хотя Блез Паскаль утверждал: «Toute notre dignité consiste donc en la pensée» — «Все наше достоинство — в мысли», идею «dignité» — достоинства — выражал и костюм. Поведение человека соответствовало той же установке. Медленная поступь, прямая осанка, отточенные жесты, отрепетированная мимика, искусное использование аксессуаров (тростей, платков, вееров) — все было отмечено преувеличенным чувством достоинства. Под стать изысканному поведению была и речь. После насмешек Мольера в «Смешных жеманницах» над прециозным стилем речи в салонах рубежа веков редко можно было услышать жеманные фразы в духе той, которую произносит мольеровская героиня Като: « Умоляю вас, сударь, не будьте безжалостны к сему креслу, которое вот уже четверть часа призывает вас в свои объятья, снизойдите к его желанию прижать вас к своей груди» («contentez un peu l’envie qu’il a de vous embrasser»).
На смену приходит афористический стиль. Гений в этой области — герцог Франсуа де Ларошфуко. В своих «Максимах» (их было 504 в последнем прижизненном издании 1678 г.) он в коротких фразах нарисовал портрет современника, живущего двойной жизнью: «Наши добродетели — это чаще всего искусно переряженные пороки» (знаменитый афоризм — «Nos vertus ne sont le plus souvent que des vices déguisés», появившийся в 4-м издании «Максим», 1675 г., как эпиграф ко всей книге). С иронией, подчас горькой, Ларошфуко констатирует: «У нас у всех достанет сил, чтобы перенести несчастье ближнего»; «Зло, которое мы причиняем, навлекает на нас меньше ненависти и преследований, чем наши достоинства»; «Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто ее видел»; «Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум»; «Старики потому так любят давать хорошие советы, что уже не способны подавать дурные примеры»; «Изысканность ума сказывается в умении тонко льстить»; «Уклонение от похвалы — это просьба повторить ее»; «Добродетели теряются в своекорыстии, как реки в море».
§ 2. «Порядочный человек»
В культуре рубежа веков особое место занимает образ «порядочного человека» в соответствии с представлениями светского общества. Собственно, этот образ пришел из XVII века: в представлении об идеальном человеке — так называемом «honnête homme» (или, как писали в XVII веке, «honeste homme») — «порядочном человеке» отчетливо проявляется регламентация стабильной эпохи. Большое внимание этой проблеме было уделено во Франции.
...
На рубеже веков лаконичную характеристику «порядочного человека» дал в своих «Письмах» (опубл. посмертно в 1697 г.) Роже де Рабютен, граф де Бюсси: «L’honneste homme est un homme poli et qui sait vivre» — «Порядочный человек — это человек вежливый и умеющий жить». Эта формула Бюсси-Рабютена была раскрыта в многочисленных учебниках хорошего тона (например, французском — «Свойства порядочного человека», 1682), в которых предписывалась благовоспитанность в сочетании с внешним благообразием и остроумием, любезностью и почтением к дамам, скромностью и выдержкой. Даже громкость голоса регламентировалась. Выдающийся мастер литературного стиля, один из законодателей в области вкуса Жан Луи Гез де Бальзак писал: «Порядочный человек всегда излагает свои убеждения тем же тоном, что и свои сомнения, но никогда не возвышает голоса, чтобы получить преимущество перед теми, кто говорит не так громко. Ничего нет более отвратительного, чем проповедник в гостиной, благовествующий собственные слова и поучающий от собственного имени».
«Порядочный человек» может быть раздираем страстями, но благовоспитанность заставляет его скрывать свои чувства. Во всем нужно руководствоваться мерой, правилом «золотой середины»: «ничего слишком». Образ «порядочного человека» в известной мере определяет стиль жизни в эту эпоху.
§ 3. Бэдмен
В Голландии и Англии, раньше других стран вставших на капиталистический путь развития, осмысливается новый тип эпохи — буржуа-стяжатель. Его оценка в искусстве негативна.
Первым его охарактеризовал английский писатель Джон Бэньян в произведении «Жизнь и смерть мистера Бэдмена» (1680), представляющем собой сочетание аллегории с воспроизведением жизненных черт нового героя эпохи.
Бэдмен (Badman, т. е. «плохой человек») проходит путь от подмастерья до богача, приобретшего состояние нечестным путем, следуя принципу: «Покупать на самом дешевом рынке и продавать на самом дорогом». Его кредо: «Я могу быть верующим и неверующим, могу быть чем угодно и ничем. Могу сквернословить и осуждать тех, кто сквернословит. Могу лгать и осуждать лжецов».
А сейчас я просто подбираю материал для небольшой ролевой, которую подруга ставит на свой день рождения )
Она решила взять за основу биографию Беттгера